непонятно кто ([info]alexkon) wrote,
@ 2008-01-05 16:17:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Дальтоники, отзовитесь!

Слово «дальтоник» ассоциируется у меня с абстрактными персонажами школьных анекдотов про дистрофиков и чукчей. Между тем, по разным данным, 7—10% мужчин и 0,4—0,5% женщин не различают некоторые цвета. Это значит: каждый двенадцатый мужчина и каждая двухсотая женщина. Такие цифры любят приводить каждый раз, когда разговор заходит о цветовом кодировании информации или о ее всеобщей доступности (accessibility). Я не разбираюсь в статистике, но если у вас больше пятидесяти знакомых мужчин, здравый смысл подсказывает, что среди них должен найтись хотя бы один, который не различает какие-то цвета. Вы о нем знаете?

Я — нет. Сначала я подумал, что это, наверно, я. Мало ли как я приноровился жить в цветном мире? Но гипотеза не подтвердилась: все найденные тесты на нарушения цветового зрения я хоть неуверенно, но прохожу. Значит, это кто-то из вас!

Неужели люди стыдятся своей неспособности различать цвета и скрывают ее? Это было бы странно. Я бы то и дело о ней упоминал: ругался бы на дизайнеров, которые не дублируют цветовое кодирование важной информации другими средствами. Подсчитывал бы, сколько и каких дальтоников достаточно собрать в одном месте, чтобы они могли различать все цвета. Интересовался бы, как дети реагируют на то, что взрослые называют один цвет двумя разными словами, причем непонятно, когда надо использовать одно, а когда другое. Какие теории они создают о том, что называется красным, а что зеленым, и почему. Это же такая интересная тема!



(20 comments) - (Post a new comment)


[info]hlamushka
2008-01-05 12:08 pm UTC (link)
У меня начальник - дальтоник. У него проблемы с зелёным цветом.

(Reply to this)


[info]petrark
2008-01-05 12:09 pm UTC (link)
У меня есть друг с определёнными элементами дальтонизма.

(Reply to this) (Thread)


[info]petrark
2008-01-05 12:10 pm UTC (link)
А к статистике надо подходить осторожно: такие отклонения, связанные с генетикой, обычно не бывают распределены в популяции строго равномерно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alexkon
2008-01-05 01:06 pm UTC (link)
Так, уже двое знакомых моих знакомых! (Если, конечно, ты не дружишь с машиным начальником! :-) Да, вполне возможно, что среди моих (или чьих-нибудь еще) знакомых процент отличается от среднестатистического. Это было бы интересно обнаружить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]petrark
2008-01-05 01:10 pm UTC (link)
Нет, у нас Машей точно разные дальтоники. :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]recurrent
2008-01-05 01:24 pm UTC (link)
Со мной в армии служил один дальтоник; не различал красное и зеленое и, может быть, еще какие-то цвета.
Ему очень любили поручать прикручивать всякие кабели данных (от 20 до 200 витых пар кодированных цветом) к контактным блокам.

(Reply to this)


[info]recurrent
2008-01-05 01:25 pm UTC (link)
А вообще, некоторые дальтоники даже не подозревают, что они дальтоники.

(Reply to this) (Thread)


[info]alexkon
2008-01-05 01:41 pm UTC (link)
Не тебе ли приходилось потом отрывать эти провода и прикручивать их заново? ;-)
Откуда это известно, что многие сами не подозревают? Может, они не придают значения до такой степени, что с трудом вспоминают об этом? Или вообще не осознают?

Edited at 2008-01-05 01:42 pm UTC

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]recurrent
2008-01-05 06:14 pm UTC (link)
Обычно ему удавалось как-то отвертеться :)
А вообще, есть люди, которые страдают дальтонией в неяркой форме, скажем, не различают оттенков синего и зеленого ("это салатовый, или голубой?"). Такие нередко даже не знают, что они дальтоники (пока окулист не расскажет).

(Reply to this) (Parent)


[info]laniana
2008-01-05 04:51 pm UTC (link)
Мой родной дядя не различает красного и зеленого. Он водитель, и горизонтальные светофоры, изредка попадавшиеся раньше, были для него настоящей проблемой :)

(Reply to this) (Thread)


[info]alexkon
2008-01-05 07:21 pm UTC (link)
Твой родной дядя! Вот это убедительно. Вот теперь я в самом деле верю, что они существуют! :-)
Интересно, почему только горизонтальные светофоры. Может быть, в Москве их вешали красным то в одну сторону, то в другую? Или горизонтальные сигналы издалека труднее отличить друг от друга, чем вертикальные?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]laniana
2008-01-06 09:47 am UTC (link)
На самом деле я точно не знаю - спрошу у него при случае. Просто запомниласьодна из "семейных баек" что когда первый раз семья далеко уехлала от Еревана путешествовать по другим странам Союза, то он впервые увидел горизонтальный светофор и запаниковал, стал спрашивать мою маму какой свет, а она не приняла его всерьез, т.к. знала что он вроде вполне ориентируется и как они быстро в панике старались объясняться :)

(Reply to this) (Parent)


[info]vetkrysk
2008-01-05 06:52 pm UTC (link)
Я знаю двух дальтоников (точнее - про двух из моих знакомых я знаю, что они дальтоники). Один ужасно этго стыдится и пытается скывать. Он бы посчитал твой вопрос ужасно нетактичным - и еще долго бы переживал по этому поводу. Так что осторожнее.
Второй узнал что он дальтоник в моем присутствии, когда на лекции мы проходили дальтонизм и нам для примера раздали тесты.

(Reply to this) (Thread)


[info]alexkon
2008-01-05 07:41 pm UTC (link)
Вот! Этого я и боялся: что некоторые будут стыдиться и скрывать... Если бы я сам был дальтоником, написал бы ему письмо, что этим нужно гордиться! А так, боюсь, решит, что я издеваюсь.
Ты не помнишь, какие именно цвета мог спутать второй знакомый, тот, что узнал об этой своей особенности на лекции? Интересно, это красный и зеленый или что-то менее существенное, например, зеленый и синий.

(Reply to this) (Parent)


[info]ezh_morskoj
2008-01-05 09:16 pm UTC (link)
Среди своих знакомых я знаю точно двух человек, которые не различают некоторые оттенки зелёного и красного.

(Reply to this) (Thread)


[info]alexkon
2008-01-05 09:22 pm UTC (link)
То есть существуют такие оттенки зеленого и такие оттенки красного, которые они уверенно определят как зеленый и красный соответственно?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2008-07-27 06:48 am UTC (link)
На этом основаны таблицы по проверке цветоощущения. На оттенках.

(Reply to this) (Parent)


[info]glasswind
2008-01-06 09:55 pm UTC (link)
У меня в классе была девочка, которой я как-то заметила, что сочетание цветов на ней (красный свитер и малиновая юбка) не очень удачное. Она искренне удивилась и спросила, как красный может быть плохим сочетанием с самим собой.

Это наводит на мысли об изредка попадающихся на улицах аляповатых одежках. Может, не все из них - дело вкуса...

(Reply to this)


[info]may_lio
2008-01-10 04:57 pm UTC (link)
Да, есть такой среди моих канадских знакомых- Дэвид, инструктор на курсах компьютерной грамотности для пенсионеров , где я ассистирую. Он иногда говорит - нажмите на красный Х и комментирует - мне сказали, что вы видите его как красный, а я не знаю, что это значит. Ему около 70-ти, всю жизнь водит машину и не скрывает, что дальтоник.

(Reply to this)


[info]w_gopher
2008-07-15 08:55 pm UTC (link)
знал одного чела, который не различает красный и зеленый, так что он, как в анекдоте, в светофоре смотрит, нижний горит или верхний :)

еще был у меня одноклассник с какими-то нехилыми проблемами с цветовосприятием

(Reply to this)


(20 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…